Введение войск на Украину 24 февраля и последовавшие за этим почти пять месяцев войны напомнили многим европейским странам о суровой реальности их энергетической зависимости от России. Десять дней Западная Европа парилась над возобновлением поставок газа по газопроводу «Северный поток-1» в Германию, который Россия закрыла 11 июля на техническое обслуживание. Многие в Берлине и Брюсселе опасались, что после остановки он не вернется в сеть, как планировалось. Подача газа возобновилась, но остаются опасения, что объем поставок будет намного меньше, чем раньше. Еще до того, как подача газа была прекращена для отправки одной из турбин на ремонт в Канаду расход газа был на 60% ниже пикового уровня.
Европейские страны изо всех сил пытаются восполнить свои энергетические резервы в преддверии следующей зимы, которая может быть очень сложной из-за высоких цен на энергоносители и чрезвычайных мер по сокращению спроса и потребления энергии. Базирующееся в Париже межправительственное Международное энергетическое агентство (МЭА) призвало европейских лидеров «сделать все возможное прямо сейчас, чтобы подготовиться к долгой и суровой зиме». Оно предложило программу более скоординированного общеевропейского подхода, охватывающую от минимизации использования газа в энергетическом секторе до снижения спроса на электроэнергию в домашних хозяйствах.
На уровне ЕС Еврокомиссия призывает страны-члены подготовиться к «значительному риску» полной остановки поставок российского газа. Сейчас в ЕС действует Постановление о безопасности поставок газа 2017 года, которое должно помочь в эти неопределенные времена, но будет интересно посмотреть, выдержит ли это постановление испытание энергетическим кризисом. На сегодняшний день между государствами-членами ЕС подписано только шесть двусторонних соглашений о солидарности, в которых содержится обязательство о взаимной поддержке в использовании объектов хранения природного газа, диверсификации поставок и транзита природного газа в случае его нехватки. К ним относятся Германия и Дания; Германия и Австрия; Эстония и Латвия; Литва и Латвия; Италия и Словения; Финляндия и Эстония. Но, есть и другие особенно тревожные сигналы. Венгрия, например, объявила «энергетическое чрезвычайное положение», заявив, что прекратит экспорт газа в соседние страны для сохранения собственных запасов.
Энергетическая дипломатия. ЕС также активизировал свои дипломатические усилия, пытаясь получить энергию из нероссийских источников. Например, 18 июля президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подписала меморандум о взаимопонимании с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о «стратегическом партнерстве в области энергетики», целью которого является компенсация странам ЕС из-за дефицита российского газа за счет удвоения объема, который страна уже поставляет, до «не менее 20 миллиардов кубометров газа ежегодно к 2027 году».
С другой стороны, отдельные государства-члены ЕС предпринимают нескоординированные попытки получить энергию из нероссийских источников или увеличить внутреннее производство энергии за счет таких источников, как ядерная энергия или уголь. Ранее на этой неделе, например, премьер-министр Италии Марио Драги, несмотря на серьезный внутренний кризис, который может означать конец его правительства, отправился в Алжир, чтобы заключить крупную энергетическую сделку.
Франция планирует полностью национализировать энергетический гигант EDF (в котором государству уже принадлежит 84%), предоставив правительству больше контроля в нынешних сложных обстоятельствах. Чтобы столкнуться с серьезными перебоями в поставках газа из России, несколько стран, включая Австрию, Германию, Нидерланды и Францию, планируют перевести свои угольные предприятия в резерв.
В обоих случаях комиссия и различные государства-члены ЕС предпринимают шаги, которые кажутся противоречащими цели Европейского зеленого соглашения, всеобъемлющей энергетической и климатической структуры, предложенной нынешней комиссией, чтобы к 2050 году сделать ЕС нейтральным по отношению к выбросам углерода. Вместо того, чтобы быстро и решительно перейти к более возобновляемым источникам энергии, ЕС и его государства-члены, похоже, делают упор на нероссийские ископаемые виды топлива как на более быстрое решение нынешнего энергетического кризиса.
Также важно помнить, что несколько недель назад Европарламент не возражал против включения атомной и газовой энергетики в таксономию ЕС – его список экологически устойчивой экономической деятельности. Если Европейский совет, который определяет политику ЕС, также не будет возражать, таксономия может стать законом к январю 2023 года. Эта новость была встречена резкой критикой со стороны общественности и инвесторов, а также партий зеленых по всему ЕС.
Как это может закончиться? Таким образом, в ближайшем будущем мы сможем увидеть одновременное развитие двух явно противоречащих друг другу тенденций. С одной стороны, государства-члены будут пытаться обезопасить любой доступный на рынке источник нероссийской нефти и газа. В то же время это сделают те, кто может рассчитывать на внутреннее производство или на другие источники, будь то атомная энергия или уголь. Чрезвычайные времена требуют чрезвычайных мер.
С другой стороны, существует риск того, что декарбонизация и отказ от ископаемого топлива станет более долгосрочной — почти бездействующей — целью, оставшейся на заднем плане, по крайней мере, до следующей зимы. Декарбонизация останется основным нарративом, но тем временем государства будут просто хвататься за каждую возможность подпитывать свою экономику. Однако, готовясь к худшему, мы также должны надеяться на лучшее. Как отметили два итальянских ученых, написавших письмо в Financial Times, «европейский энергетический кризис может помочь ускорить столь необходимую интеграцию в ЕС». Нынешний энергетический кризис, утверждают они, может дать ЕС возможность укрепить свою архитектуру, улучшить политическую интеграцию и укрепить солидарность.
МЭА также отметило, что перед лицом нынешнего кризиса «Европа вполне может быть призвана продемонстрировать истинную силу своего союза». ЕС часто изображали ограниченным в своей энергетической политике разногласиями между государствами-членами, особенно в отношении безопасности поставок. Последний кризис, хотя и является проверкой солидарности ЕС, также дает возможность работать вместе над повышением энергетической безопасности.
ФРАНЧЕСКА БАТЦЕЛЛА, преподаватель политики и международных отношений Университета Хартфордшира.