Для сокращения парниковой эмиссии жителям Земли придется отказаться от привычного уровня потребления. Сокращение углеродного следа предполагает отказ от путешествий, потребления мяса, ежедневного душа. Даже слив унитаза станет возможным не чаще двух раз в сутки. Такую невеселую картину «зеленого будущего» показывают простые расчеты углеродного следа привычного уровня потребления. В России же около 40% населения еще только мечтают пользоваться водой нормального качества. Но чиновники уже строят планы перераспределения будущих углеродных налогов и штрафов на все население страны.
Каждый гражданин планеты Земля в зависимости от образа жизни генерирует от 5 до 25 т углекислого газа в год, говорится в отчете Credit Suisse об «ответственном образе жизни». Они выделили четыре типа потребителей и установили, что образ жизни людей сопровождается высокими выбросами углекислого газа (СО2). Самый большой приходится на граждан развитых богатых стран, где домохозяйства производят 130 т СО2 в год.
Чтобы сохранить климат в будущем и снизить ежегодные выбросы человека до 2,5–3 т углекислого газа швейцарские аналитики описали идеальный образ жизни, который, однако, может не понравиться многим современникам. Оказалось, что потребителям надо отказаться от мяса, пива, кофе и молока. Путешествия надо будет свести к одному полету в год на короткое расстояние. Можно будет еще проехать 5 тыс. км в год на электрокаре. Общественный транспорт в городе можно будет использовать четыре дня в неделю. Можно час в день смотреть телевизор, но не тратить время на видеоигры, можно в течение часа использовать ноутбук и заряжать смартфон.
Стиральную машину надо будет использовать раз в неделю. Душ – три раза в неделю по восемь минут. Ванну принимать раз в неделю, спускать воду в туалете – не более двух раз в день. Что касается одежды, то потребителю из будущего придется быть аскетичным: две пары джинсов на год, три рубашки и пять футболок. На пиджаки и костюмы лимита углеродной эмиссии уже не хватит.
В Европе некоторые страны готовы не ждать будущего, а приступить к радикальным мерам прямо сейчас. Правительство Нидерландов заявило о разработке законопроекта, обязывающего фермеров сократить поголовье скота страны на 30%. Известно, что сельское хозяйство является одним из самых крупных источников азота и метана – опасного газа, нагревающего планету в десятки раз сильнее, чем углерод. Согласно New York Times, глобальная продовольственная система генерирует около четверти парниковых газов в результате скотоводства, сбора урожая всех культур, обработки продуктов питания, их упаковки и доставки на рынок. Понятно, что защитники природы выступили за законопроект правительства Нидерландов, однако он был отклонен после бури недовольства фермеров.
Часть населения Земли уже может позволить себе следовать хотя бы некоторым из рекомендаций швейцарских исследователей. Например, голливудские звезды начали массово игнорировать ежедневный душ. Среди них, как сообщают американские СМИ, Брэд Питт, Эштон Катчер и другие звезды. Правда, иногда этот новый подход мотивируется не только соображениями экономии воды, но и заботой о сохранении микробиомы кожи – полезных бактерий, обитающих на ее поверхности, которая, якобы, может пострадать от излишне рьяного воздействия мочалки. У актеров тем не менее есть огромная армия последователей, и среди них есть экоактивисты, которые надеются сэкономить воду, отказавшись от душа (они подсчитали, что одна такая процедура требует 75 л воды).
Россия наряду с Бразилией и Канадой является лидером среди стран с достаточным запасом пресной чистой воды. Однако до сих пор во многих регионах идея сокращения помыва и стирок возникала не из-за призывов экоактивистов, а по причине недостатка нормальной воды: около 40% жителей пользуются некачественной водой. В стране даже принят федеральный проект «Чистая вода», цель которого добиться в ближайшее десятилетие доступа к качественной питьевой воде через системы центрального водоснабжения для 91% граждан страны. Как сообщала куратор Сибирского федерального округа, зампред правительства Виктория Абрамченко, в Республике Алтай в сельской местности похвастать домашним туалетом, водой из крана и отоплением могут только 14,9% домохозяйств (это самые низкие показатели в стране).
В России энергопереход идет более медленными темпами, чем в Европе. И в каком-то смысле это может оказаться в интересах граждан на фоне появившихся идей переложить на общество (читай, население) издержки корпораций по возможным штрафным мерам ЕС. Зампред комитета Совфеда по экономической политике Константин Долгов предложил в частности, ввести механизм субсидирования углеродного налога, который российским экспортерам придется платить при поставках в страны Евросоюза. Эти суммы сенатор предлагает просто вывести из налогооблагаемой базы.
Население так называемого первого мира, конечно, способно несколько сократить потребление ресурсов, но переходить на стандарты потребления бедных и беднейших стран ради сокращения парниковой эмиссии не будет, говорит менеджер по управлению проектами FSC России Михаил Карпачевский. «Личное потребление играет все же не такую большую роль, хотя в тех же США огромный потенциал по сокращению расходования воды. Гораздо важнее то давление, которое будут оказывать на государства и бизнес ответственные потребители», – говорит эксперт.
Хотя до России, по его словам, модные тенденции доходят с опозданием, тем не менее те процессы по сбору и переработки вторсырья, отказа от пластика, которые развитые страны прошли лет 10-15 назад, у нас будут усиливаться. «Потребительское отношение к природным ресурсам будет сокращаться, будет нарастать нетерпимость граждан в восприятии примитивных способов добычи полезных ископаемых, заготовки древесины даже если речь будет идти о предприятиях, на которых они работают. С другой стороны, в силу исторических причин и большой зависимости экономики от добычи природных ресурсов, РФ, похоже, будет тянуть с энергопереходом. В результате мы можем оказаться не просто в хвосте процесса, мы можем стать его жертвой: на нас посыпятся все издержки, все штрафы. И часть издержек, ожидаемо, будут перекладывать на граждан», — говорит Карпачевский.
Без сокращения углеродного следа на личном уровне достичь климатических целей невозможно, считает руководитель направления «Климат и энергетика» российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. «Выбросы связанные с потреблением энергии, поездками, потреблением продуктов питания и товаров должны сократиться на 80% к 2050 году. Достичь этого возможно с одной стороны осуществив технологическую трансформацию и развивая циклическую экономику, повысив энерго и ресурсоэффективность, перейдя на безуглеродные возобновляемые источники энергии, с другой — сократив излишнее потребление. Необходимо повысить осознанность и объяснить про величину углеродного следа каждого товара и возможность выбрать альтернативу как можно большему количеству людей в короткие сроки», — говорит эксперт.
Этого можно добиться введя маркировку товаров с указанием углеродного следа, включить в образовательные программы объяснение проблематики изменения климата и действий которые можно совершить на личном уровне, продолжает Яблоков. «Необходимо начать с самых простых и экономически целесообразных действий, в т.ч. в области экономии энергии и выборе более экологичность транспорта, дальше можно двигаться, например, в сторону сокращения углеродного следа рациона питания, сокращая потребление продуктов животного происхождения и выбирая локальные и сезонные растительные продукты. Начать необходимо с информационно-просветительских программ на госуровне и в зависимости от эффекта вводить меры экономического стимулирования для выбора более экологичных товаров, а также ограничения перепотребления. Многое зависит от готовности и информированности населения, но этот вопрос систематически не изучался», — говорит эксперт.
Анатолий Комраков