После переговоров с президентом России Владимиром Путиным президент США Джозеф Байден отменил телефонный звонок украинскому коллеге Владимиру Зеленскому. До и после разговора с Путиным, главной темой которого была Украина, Байден провел консультации с главами стран Западной Европы, но не с главой Украины. Это демонстративное пренебрежение — главный итог видеосаммита президентов России и США не только для Украины, но и для всех стран, которые цепляются за американскую помощь. Им однозначно дали понять: они — объекты большой политики, которые не имеют право на что-то претендовать и чего-то требовать.
Весь цикл российско-американских переговоров на высшем уровне — до, во время и после — это череда показательных унижений украинского руководства.
Унижение первое: до разговора с Владимиром Путиным президент США с президентом Украины разговаривать отказался. С Владимиром Зеленским побеседовал госсекретарь США Энтони Блинкен.
Это грубое нарушение дипломатического этикета: главе государства предлагают пообщаться с де-факто министром иностранных дел. Вместо должностного лица его уровня.
И Зеленский соглашается. А что ему еще делать?
Унижение второе: до онлайн-беседы с российским президентом, главной темой которой официально была заявлена Украина, Джозеф Байден провел консультации с главами Германии, Великобритании, Франции и даже почему-то Италии. Согласовал с ними общую позицию союзников по Украине.
С самой Украиной президент США позицию по Украине не согласовывал. Унижение третье: сам видеосаммит глав России и США, в центре которого была Украина. Украину обсуждали без Украины. С этим в Киеве, похоже, уже смирились и не «возбухают», как раньше.
Унижение четвертое: сразу после разговора с Путиным Байден обещал позвонить президенту Зеленскому. Не позвонил. По завершении видео-саммита пресс-служба Белого дома сообщила, что босс позвонит в Киев завтра.
Быть может, после разговора с Путиным «сонный Джо» так устал, что на Зеленского у него уже сил не хватило? Ничуть не бывало. Сразу после переговоров с российским лидером президент США снова позвонил главам Германии, Великобритании, Франции и даже почему-то Италии и проинформировал их, о чем он договорился по Украине с Путиным.
Саму Украину информировать, о чем по ней в итоге договорились, Байден не стал. Звонка из Белого дома Зеленскому в Киев на момент написания статьи так и не произошло.
Сейчас все гадают, о чем же все-таки договорились (или не договорились) Путин и Байден. Разбирают до последней запятой итоговые коммюнике пресс-служб Кремля и Белого дома, анализируют вплоть до выражения лица и тембра голоса выступления Путина перед прессой на следующий день после переговоров с Байденом.
Чем заниматься заведомо бессмысленным делом, подводя итоги закрытого мероприятия, реальные результаты которого скажутся на внешней политике России и США только в ближайшие недели и месяцы, куда целесообразнее будет оценить ту информацию, что уже сейчас на поверхности. Благо поведение Вашингтона дает для этого массив данных, настолько оно неприкрыто и демонстративно.
Байден ясно дал понять: Украина как таковая его вообще не интересует. Для него она не то что не союзник США, а вообще не страна на карте мира, не государство. Украина — это территория, геолокация, точка присутствия в важном для разговора с Москвой регионе. Если регион важен для США для разговора с Москвой, это не значит, что он важен сам по себе.
Нарочито хамское обращение Байдена с Киевом — это обращение с прилипчивой бабой, до которой в ее тошнотворной влюбленности никак не дойдет, что объект ее воздыханий ей не муж, а она ему — не жена. Он ей ничем не обязан, даже если в прошлом у них что-то было.
Так и Вашингтон пытается вдолбить в своих украинских подопечных простую мысль: если президент Байден ведет переговоры с Путиным по Украине, то это не значит, что Украина — союзница США, и американский лидер отстаивает ее интересы. А то еще в Киеве в самом деле уверуют, что Украина — союзница США, и у американцев в силу этого есть перед ними союзнические обязательства.
Джозеф Байден знает, что делает. В отличие от своих предшественников Обамы и Трампа, нынешний президент США хорошо разбирается в Восточной Европе. Той же Украиной после майдана он управлял в ручном режиме — прилетая в Киев, усаживался в кресло президента страны.
Байден должен понимать, что ключевая черта восточноевропейских сателлитов Америки — навязчивое желание сесть на чужую шею, чтобы хозяева все за них сделали, потому что сами по себе сателлиты ни на что не способны.
Самостоятельно Украина, Молдова или страны Прибалтики не в состоянии ни построить работающую без дотаций извне экономику, ни победить пандемию, ни защититься от военной агрессии.
Украина в те годы, когда вице-президент Байден был ее куратором, не только заявляла, что она воюет с Россией, но и громогласно возмущалась, почему западные демократии не воюют с Россией за нее.
Чтобы избавить себя от этой прилипчивости, США однозначно дают понять сателлитам: вы нам не союзники, не партнеры и вообще никто. Вы — объекты большой политики. Вы — карты в наших руках, которыми мы играем за карточным столом с Путиным. Поэтому не вздумайте решить, что из нашей риторики о защите молодой украинской демократии или американских союзников в Европе для вас следуют какие-то выводы. Различайте риторику и наши реальные цели.
Если американцы о чем-то договариваются по Украине, это не значит, что им важна Украина, и они бьются именно за нее. Максимум, за что они бьются, это за плацдарм на границе с Россией. Но и плацдарм могут продать, если сторгуются с Путиным.
И не одной Украины это касается.