Сильнейший за 6 лет скачок цен на продукты питания с которым столкнулись в 2021 году российские потребители, возможно, еще не исчерпал себя. Будущий год может принести экономике новую, третью по счету волну продовольственной инфляции, предупредил в пятницу первый вице-премьер Андрей Белоусов.
«Сегодня мы видим, что ковидная история существенно сдвинула макроэкономический баланс, и точку равновесия пока мир не нашел… свидетельством этого является инфляционные волны. Мы сейчас проходим вторую инфляционную волну, и очевидно, будет третья», — сказал Белоусов, выступая на форуме «Сделано в России» (его цитирует РИА Новости).
По словам Белоусова, следующий инфляционный всплеск, как и предыдущие, будет опять связан с продовольствием и станет «особенно» ощутим во втором полугодии 2022 года.
По данным на 6 декабря, рост цен на продукты в России держится около отметки 10,6% год к году по корзине Росстата.
При этом базовые продовольственные товары кратно обгоняют общую инфляцию, которую официальная статистика оценивает в 8,26%.
За прошедшие 12 месяцев курятина подорожала на 30,27%, говядина — на 14,98%, свинина — на 15,14%.
Гречка стала дороже на 23,44%, куриные яйца — на 24,33%, вермишель — на 13,56% Выше 10-процентной планки инфляции забрались мука (12,79%) и хлеб (10,04%). А эпицентром бедствия стали овощные отделы супермаркетов, где ценники улетели на десятки процентов вверх: огурцы подорожали на 21,14%, помидоры — на 22,05%, лук — на 19,57%, морковь — на 36,75%, картофель — на 66,75%, капуста — на 114,68%.
Продовольственная инфляция в России оказалась на максимуме с декабря 2015 года, в то время как общемировой рост цен на базовые продукты питания стал рекордным за 10 лет. Индекс ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), отслеживающий стоимость 95 важнейших товаров, прибавил 33% за год на фоне погодных бедствий, ударивших по крупнейшим странам-производителям: палящая жара и засухи обрушились на «золотой пояс» американско-канадской границы, Бразилия столкнулась с сильнейшими за два десятилетия морозами, а Европа — с ливнями и наводнениями.
Масла в огонь подлил энергетический кризис, из-за которого остановились заводы удобрений, пишет Финанз.ру. В результате спотовые цены на карбамид взлетели больше чем на 100%, до 650 долларов за тонну, почти достигнув максимумов 2012 года. Цены на калийные и фосфатные удобрения подскочили в 2-3 раза и также установили многолетние пики.
Это создает риск, что ситуация с резким ростом цен на продукты, повторится в 2022 году, заявил в ноябре директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов. «Мы имеем не очень хороший урожай в этом году», — сказал он, добавив, что проинфляционные риски будут преобладать.