В прекрасном африканском государстве Мали в 2020-2021 годах в течение девяти месяцев случились два военных переворота.
В августе 2020-го мятежники с военной базы Кати захватили Генеральный штаб, арестовали президента и объявили установление власти «Национального комитета спасения народа». Новым президентом Мали стал полковник Ба Ндао, а вице-президентом – полковник Ассими Гоита. Эти товарищи заявили, что в течение 18 месяцев проведут новые выборы и передадут власть гражданским лицам.
Куда там. В мае 2021 года военные, действующие от лица вице-президента Гоиты, арестовали и доставили на ту же военную базу Кати президента, премьер-министра и министра обороны. Гоита объявил их нарушителями Хартии переходного периода, временно заменившей Конституцию, и объявил себя новым президентом.
Вся эта чехарда происходит на глазах французской военной миссии. С 2014 года Париж при поддержке военных Великобритании и Эстонии проводят в Мали и еще четырех бывших французских колониях (Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер и Чад) операцию «Бархан» против исламистских террористических группировок.
Успехи – так себе. Пяти тысячам натовских военных противостоят три тысячи боевиков. За 7 лет операции «нейтрализовано» (убиты или задержаны) около 600 боевиков. При этом 34 французских военных убиты и 60 ранены, ранены еще и 5 эстонских солдат. Терроризм при этом никуда в Мали не делался.
Официальному Парижу хочется покинуть Мали точно так же, как это сделала западная коалиция летом в Афганистане. 8 октября 2021 года на саммите «Африка-Франция» в Монпелье президент Эммануэль Макрон заявил об отсутствии планов долгосрочного военного присутствия в Мали. Франция начинает сокращать количество военных и стремится «в кратчайшие сроки» закрыть в Мали все свои военные базы.
Граждане страны, кстати, давно потеряли веру в эффективность натовской миссии. В малийских городах проходили демонстрации с флагами России и призывами к Москве прийти на помощь, защитить мирных жителей от исламистов.
Теперь в сторону РФ обратилось и переходное правительство. В сентябрьском выступлении в ООН министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что малийские власти обратились за помощью «к частной военной компании из России».
Не секрет, что речь идет о ЧВК «Вагнер».
Перспектива такого сотрудничества Бамако с Москвой взбудоражила западный истеблишмент. Министр обороны Франции Флоренс Парли еще в сентябре предупредила: «Если малийские власти заключат договор с «Вагнером», это будет чрезвычайно тревожным и противоречивым сигналом, несовместимым со всем, что мы делали в течение многих лет».
За Париж тут же «вписался» Евросоюз. Верховный представитель по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель встретился с министром иностранных дел Мали Абдулайе Диопом и предупредил его о «незамедлительных последствиях» для Бамако, в случае появления в стране вагнеровцев.
А на этой неделе ЕС включил «Вагнер» и связанных с ЧВК 8 физических лиц и 3 компании в санкционный список – это тоже прямое предупреждение для Мали не иметь с ними никаких дел.
Запад ведет себя так, будто африканское государство до сих пор является его колонией, которой можно указывать, как себя вести, с кем сотрудничать, а кого сторониться.
ЧВК «Вагнер» способно отправить в Мали до 1000 подготовленных военных специалистов, которые могли бы обучать местных военных, вести охрану важных объектов и должностных лиц страны от исламистов.
Запад категорически против российского присутствия. И при этом оставляет власти и жителей Мали один на один с боевиками и террористами.