Последний год Белоруссия оказалась под пристальным вниманием Запада. Почти каждый месяц появляются новые идеи для санкций против страны. Под видом защиты прав человека удар направлен на основные отрасли экономики. Пока Белоруссия справляется и даже умудряется зарабатывать, но надолго ли её хватит?
Очередной санкционный удар Запад нанес ещё в начале декабря. ЕС, США, Канада и Великобритания запретили своим бизнесменам торговать с рядом белорусских предприятий. Список санкций дополнили физические лица и даже спортивный клуб сына Лукашенко. Видно, обида за сына довела Лукашенко-старшего, и Белоруссия ввела продуктовое эмбарго против враждебных стран. Ранее мы об этом писали. Ввести-то ввели, но лазейки для торговли оставили. Слишком уж ответы Минска напоминают имитацию деятельности.
В то же время интересна реакция белорусского МИД. Макей, министр иностранных дел, комментируя эти санкции, обращался к «западным партнерам» с призывом прекратить эти деяния, ибо Белоруссия потеряет свою независимость (то есть присоединится к России и на этом все). Глава МИД пошёл дальше и упрекнул страны, вводящие санкции в том, что они виноваты в усиленном сближении Минска и Москвы. Призывы министра звучали настолько натянуто, что в них не поверили и продолжили вводить свои санкции. Но отчёты говорят о том, что даже при их существовании страна зарабатывает на торговле со странами, которые их ввели. Что же происходит?
В этих санкциях есть ряд оговорочек. Бизнесмены США, например, не должны заключать новые контракты с предприятиями, попавшими под ограничения. Старые контракты их никто не заставлял разрывать. А вот начиная с весны 2022 года, бизнесменам поставлен крайний срок закрытия всех сделок с белорусскими компаниями. Аналогичный подход наблюдается и в других странах, подписавшихся под новыми санкциями. То есть, до весны 2022 года все будут закрывать старые контракты и прощаться. А что делать Белоруссии?
Только на программу импортозамещения власти планируют потратить 9 миллиардов долларов. На секундочку, это для товаров на 530 миллионов долларов, закупаемых на Западе. Очевидно же, что лучше со всеми дружить, торговать и не терять деньги. На что до последнего и надеялись в Минске, прося своего министра иностранных дел пугать усиленной интеграцией с Россией.
Пока же Белоруссия оказывается перед новыми вызовами. Как-то нужно компенсировать потери. По прогнозам экспертов, страна в следующем году может потерять 15% своего экономического потенциала. И это только на санкциях. Не говоря уже о расходах на программы импортозамещения. И на этом не все. Запад анонсирует все новые санкции и, очевидно, не успокоится, пока не усадит своих людей управлять страной. Пока же получается наоборот. Белоруссия все теснее сближается с Россией и Китаем. Но весна должна дать хотя бы предварительный ответ на вопрос: далеко ли до окончания всей этой санкционной войны. Ведь именно весной западные компании должны окончательно разорвать все отношения с белорусскими предприятиями.