Белоусов предупредил об «очевидной» третьей волне инфляции в 2022 году. Вице-премьер предупредил о новом повышении цен на продукты в мире во второй половине следующего года. По его словам, это произойдет из-за пандемии коронавируса, последствия которой эксперты сначала недооценили.
Пандемия коронавируса оказала большее влияние на экономику, чем прежде ожидалось, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, передает «Интерфакс». В следующем году в мире стоит ожидать третью «инфляционную волну», связанную с ростом цен на продукты питания, предупредил он в ходе выступления на международном экспортном форуме «Сделано в России-2021».
«Мы сейчас проходим вторую инфляционную волну и, очевидно, будет третья. Потому что сейчас вторая волна с высокой вероятностью породит третью волну, связанную опять с продовольствием, с которой мы столкнемся в 2022 году, во втором полугодии особенно», — предупредил он.
Он отметил, что в 2020 году эксперты не вполне оценили масштабы пандемии COVID-19 и ожидали, что она конечно, повлияет на ускорение цифровизации, распад логистических связей, образование дистанционных отношений, но проблемы продлятся не более пары лет. Однако к сегодняшнему дню становится ясно, продолжил вице-премьер, что «вся эта история существенно сдвинула макроэкономические балансы — и точку равновесия мир не нашел».
Белоусов добавил, что в Европе уровень инфляции равен 4%, а в США — превысил 6%, «это что-то такое невероятное для этих экономик». По его словам, сейчас крупнейшие регуляторы стоят перед важным выбором из-за «долгового навеса», из-за чего в случае проведения финансовой политики по ужесточению денежно-кредитных политик они грозят стать причиной обвала «долгового навеса», что вызовет долговой кризис. «Это реальная проблема, и мы эту точку еще не прошли — эту точку неопределенности», — признал вице-премьер.
В качестве примера оптимального пути выхода в этой ситуации Белоусов привел в пример действия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. «[Она] показывает пример — надо ужесточать, повышать ключевую ставку», — указал вице-премьер, отметив, что действия других регуляторов не такие решительные.
Двумя днями ранее, 8 декабря, Росстат отчитался, что инфляция в российской экономике по итогам ноября составила 8,4% год к году — этот показатель стал максимальным почти за шесть лет с января 2016 года. Цены на продукты питания за ноябрь (10,8%) выросли несколько меньше, чем за октябрь (10,9%). Больше всего инфляция сказалась на ценах на куриные яйца — их стоимость выросла на 5,8% к октябрю и на 26,5% к ноябрю 2020 года.