В феврале в отставку ушел тогдашний глава ПФР Максим Топилин, являвшийся одним из авторов так называемой пенсионной реформы. Сейчас Топилин возглавляет комитет по экономической политике Государственной Думы.
Топилин — человек Татьяны Голиковой. Его отставка в феврале означала начало реформирования социальных фондов. На место Топилина пришел Андрей Кигим.
Тогда мы написали, что логичным действием является объединение нескольких социальных фондов: ПФР, ФСС (Фонд социального страхования) и Фонда ОМС.
К настоящему моменту данная информация получила официальное подтверждение
Уход Топилина и приход Кигима означал ослабление позиций Голиковой на данном направлении. Социальные фонды — огромные суммы. Триллионы рублей.
Например, бюджет ПФР в 2022 году составит 10,032 трлн рублей, Фонда социального страхования — 988 млрд рублей, фонда ОМС — 2,779 трлн рублей.
Разумеется, для развития экономики чрезвычайно важны эти суммы. Не только в плане социального обеспечения, но и в плане долгосрочных инвестиций.
Во многих государствах пенсионные фонды являются важным источником долгосрочных и дешевых вложений в ключевые проекты развития. Действительно, пенсионные деньги могут быть проинвестированы в проекты с окупаемостью в 15-20-25 лет.
Это деньги, которые не могут дать банки. Единственный реальный источник к настоящему моменту — Фонд национального благосостояния (ФНБ). И все. Но даже в нем денег куда меньше, чем в ПФР, ФСС и Фонде ОМС вместе взятых.
Ранее предполагалось, что пенсионные деньги все же будут использоваться в качестве долгосрочных вложений. Все мы помним знаменитую накопительную часть пенсии, которая у нас заморожена с 2014 года. Ее суть была в том, что 6% от пенсионных отчислений идет в накопительную часть.
Однако эффективной модели не получилось. Политика системных либералов привела к тому, что ряд негосударственных пенсионных фондов «вытащил» деньги на Кипр.
Да, они не пропали, но доходность фондов ужасная. Более того, они инвестируются в такие инструменты, как ОФЗ и акции. А это отнюдь не всегда проекты реального сектора экономики.
Система государственного капитализма, курс на построение которой взяло правительство Мишустина-Белоусова, определяет максимизацию инвестиций в реальный сектор.
И здесь государственники не могут пройти мимо пенсионных денег. Они прекрасно понимают, что нынешняя пенсионная система несовершенна, а либеральная реформа 2018 года оказалась полной профанацией.
Нам нужна реальная пенсионная реформа, которая способна, с одной стороны, обеспечить граждан достойной пенсией, с другой стороны, стать драйвером роста экономики.
С этой целью правительство объединяет ПФР и ФСС. Реформа будет завершена к 1 января 2023 года. Таким образом, мы получим единый фонд, следующим этапом развития которого станет присоединение ОМС.
На днях был подписан указ о продлении заморозке накопительной части до 2024 года. Не хотим ошибаться, но скорее всего, это будет последнее такое продление.
Дальше — предполагаемый возврат к частичной накопительной системе пенсий. Только уже не на либеральных принципах, когда негосударственным пенсионным фондам была предоставлена вольница, а на государственнических, когда правительство во-первых, гарантирует сохранность сбережений. А, во-вторых, самостоятельно занимается управлением накопительной частью.
В общем, то, о чем мы писали еще в начале года, начинает сбываться.
Константин Двинский