Америка может потерять не только превосходство в небе, но и на море.
Пентагон близок к утверждению многомиллиардного контракта на разработку палубного истребителя шестого поколения F/A-XX, который должен стать заменой устаревших F/A-18E/F Super Hornet и войти в состав авиакрыла американских авианосцев в следующем десятилетии. При этом создание истребителя нового поколения становится поводом не для гордости, а для паники, пишут журналисты из КНР. «ФедералПресс» представляет пересказ статьи китайского издания Sohu.
«На первый взгляд, контракт на новый самолет выглядит как логичное обновление военной авиации. Однако, как признают в самом Минобороны США, запуск проекта на самом деле отражает гораздо более глубокую проблему: страх перед стремительным технологическим рывком Китая. В Пекине разработки истребителей шестого поколения идут опережающими темпами, и в Вашингтоне опасаются, что Китай получит преимущество в воздухе задолго до того, как США завершат собственный проект», – отмечается в материале.
F/A-XX оказался заложником политических игр и бюрократической волокиты. Изначально на него выделили всего 74 миллиона долларов – скорее для сохранения «жизни» проекта на бумаге, чем для реального прогресса. Лишь вмешательство Конгресса позволило увеличить финансирование до 750 миллионов, а к 2026 году бюджет может достичь 2,15 миллиарда. При этом аналитики указывают: даже такие суммы не гарантируют успеха, если в основе проекта лежит не инновационная концепция, а отчаянная попытка сохранить престиж.
Сложности есть у обеих компаний, оставшихся в гонке за госконтракт. У Boeing ресурсы уже истощены недавними крупными заказами, включая производство F-47. Инженеры компании работают на пределе, что вызывает сомнения в способности своевременно реализовать новый масштабный проект. У Northrop Grumman ситуация еще тревожнее: программа создания межконтинентальной ракеты Sentinel вышла за рамки бюджета, и это уже вызывает обеспокоенность у Пентагона.
Но даже если подрядчик будет выбран быстро, впереди остается главная проблема – время. По текущим оценкам, серийное производство F/A-XX начнется не раньше 2030-х годов. Это означает, что в ближайшие годы флот США может оказаться без современных истребителей, способных эффективно защищать авианосцы. Такая «дыра в авиации» потенциально лишает США одного из главных инструментов глобального влияния: корабли останутся, но прикрывать их с воздуха будет нечем.
Эксперты уверены, что ключевой причиной спешки Пентагона стало осознание стремительного технологического прогресса Китая, который развивает интегрированные системы воздушной и ракетной атаки с использованием истребителей, дронов, спутников и гиперзвуковых вооружений. В отличие от США, которые продолжают действовать в рамках концепций времен холодной войны, Китай строит военную доктрину с учетом современных реалий и будущих конфликтов, подчеркивает издание.
Пентагон же стремится не столько к технологическому прорыву, сколько к сохранению имиджа. F/A-XX должен продемонстрировать союзникам, Конгрессу и обществу, что Америка по-прежнему способна быть лидером. Однако на практике речь идет о проекте, перегруженном амбициями и рисками. Он должен быть малозаметным, с увеличенной дальностью, способным взаимодействовать с дронами и корабельными системами – универсальная платформа, которая в теории должна решать все задачи, а на деле рискует не справиться ни с одной из них.
Финансовый фактор тоже играет свою роль. Рост инфляции и государственного долга делает любые новые оборонные программы уязвимыми: даже при одобренном бюджете нет гарантий, что он останется неизменным при смене политической конъюнктуры. Отныне судьба F/A-XX зависит не только от инженерных решений, но и от политической воли.
Многие аналитики называют этот контракт последним шансом сохранить воздушное преимущество США. Без современных истребителей даже десять атомных авианосцев становятся не силой, а уязвимой мишенью.