
Британия ввела «санкции» против индийской компании Nayara Energy
Данное предприятие не является фирмой-прокладкой, через которую проходят различные антисанкционные истории. Nayara Energy — второй по масштабам нефтепереработчик в Индии. Мощности НПЗ оцениваются в 20 млн тонн в год (примерно 400 тыс. б/с).
Компания обладает собственной портовой и терминальной инфраструктурой, а также имеет сеть АЗС из более чем 6,5 тыс. объектов. По итогам 2024 финансового года выручка Nayara Energy составила около 18 млрд долларов, а чистая прибыль — около 1,4 млрд. То есть, предприятие крупное даже по индийским меркам.
Так зачем же Британия ввела рестрикции в отношении этой компании? Дело в том, что 49% Nayara Energy принадлежит нашей «Роснефти». Сделка была заключена ещё в 2017 году. С тех пор вложения не только окупились, но и принесли отличный финансовый результат. Причем не только непосредственно для «Роснефти», но и для внешней торговли России. Логистические маршруты и инфраструктура была налажены, поэтому как только в 2022 году Запад наложил санкции на русскую нефть, она без проблем направилась в Индию в больших объемах.
Ситуация с Nayara Energy является одним из лучших примеров российских инвестиций за рубежом: выгодных как в финансовом отношении, так и имеющих геоэкономическое значение для всей страны. Вообще «Роснефть», в отличие от своих коллег по нефтяному цеху, умеет и знает, как работать на зарубежных рынках (ещё один яркий пример — Венесуэла).
Но «Роснефть» является исключением из правила. Большая часть российских компаний из ТОП-100, в лучшем случае, экспортируют продукцию, но так и не смогли обеспечить физическое присутствие на рынке других стран. И это хроническая проблема нашей экономики: экспорт есть, а экспансии, которая дает геоэкономическое влияние — нет.