
Федеральный бюджет на 2026 год снова обещает всё и сразу — рост, устойчивость и даже снижение дефицита. При этом авторы бюджета — правительство, Госдума — прекрасно знают, что исполнить его будет невозможно. Знают они и то, что никто никакой ответственности из них не понесет, в том числе, за обнищание народа.
На бумаге всё выглядит бодро: дефицит заложен в 3,786 трлн руб., или примерно 1,6 % ВВП. Для сравнения, в 2025-м он был выше — 5,737 трлн руб. (2,6 % ВВП).
Доходы, по расчётам Минфина, должны расти быстрее, чем расходы: +8,6% в 2026 году, +6,5% в 2027-м и +6,9% в 2028-м против скромных +2,9%, +4,6% и +7,1% по расходам. То есть логика простая — навесим побольше обязательств, а дальше «как-нибудь дополним».
Общий объём доходов бюджета в 2026-м — 40,283 трлн руб., из них 8,918 трлн нефтегазовые и около 31,364 трлн — ненефтегазовые.
Правительство делает вид, что диверсифицирует источники, но по факту просто латает дыру.
Главные статьи расходов говорят сами за себя:
— 12,93 трлн руб. на оборону (29,3% бюджета),
— 7,1 трлн на социальную политику (16,1%),
— 4,77 трлн на экономику (10,8%),
— 3,91 трлн на безопасность и правоохранку (8,9%).
Плюс ещё 3,9 трлн на обслуживание госдолга — тоже 8,9%. Сам госдолг вырастет до 43,668 трлн руб., прибавив 13,27% за год. Но, видимо, долг теперь воспринимается не как тревожный сигнал, а как часть пейзажа.
Если смотреть на структуру доходов, тенденция очевидна: налоговая нагрузка растёт. База доходов смещается в сторону косвенных налогов.
Уже сейчас НДС и смежные платежи дают почти 70% доходов бюджета (в 2024-м сам НДС — около 23,8%). С 2026 года ставка НДС вырастет с 20% до 22%.
Для малого бизнеса — свои «подарки»: порог упрощёнки снижается с 60 млн до 10 млн руб. годового дохода, то есть в режим ограничений попадает гораздо больше компаний.
Дополнительно планируются новые налоги и отмена льгот — по оценке аналитиков, это принесёт бюджету от 2,4 до 2,9 трлн руб.
Параллельно падают нефтегазовые доходы: в сентябре 2025 года поступления сократились на 25% год к году, а за трёхлетний период прогнозируется общее снижение примерно на 14,3%.
Нефть — $59 за баррель в 2026 году, $61 — в 2027-м, $65 — в 2028-м. Газ, наоборот, дешевеет: минус 1,9% в 2026-м и минус 3,8% в 2027-м. А рубль, как и положено, ослабнет: 92,2 за доллар в 2026-м, 95,8 — в 2027-м и ровно 100,1 — в 2028-м.
Получается красивая ловушка — долларовая выручка растёт, а рублёвые обязательства всё так же тянут вниз. Но зато государство компенсирует падение нефтегазовой выручки за счёт налогов на бизнес и население.
При этом Правительство делает ставку на внутренний рынок. Внутренний спрос, по прогнозам, будет слабым — чтобы не пришлось много импортировать, а население, очевидно, будет покупать отечественное, потому что выбирать особо не из чего.
Инвестиции обещают на уровне 45,3 трлн руб., или около 19,3% ВВП. Только непонятно, кто и во что будет инвестировать, если потребление падает, а бизнес под налоговым прессом.
Сам рост ВВП выглядит почти оптимистично: 1,3% в 2026-м, 2,8% в 2027-м и 2,5% в 2028-м.
В итоге имеем бюджет, который больше похож на фискальный пресс с элементами оптимизма. Доходы заложены по верхней планке, расходы поджаты, а вся «устойчивость» держится на слабом рубле и растущих налогах.
Социальные обещания есть, но приоритет остаётся прежним — оборона, безопасность и обслуживание долга. Экономика развивается только в презентациях, а налоговая система — вполне в реальности.
Но есть одно утешение: русский народ вынесет в се, что Господь ни пошлет…