Dark Mode Light Mode

«Буревестник» заставил Трампа изменить решение, следующий вызов для РФ – лазеры

«Буревестник» заставил Трампа изменить решение, следующий вызов для РФ – лазеры

Президент России Владимир Путин объявил о завершении финальных испытаний крылатой ракеты «Буревестник». Он подчеркнул, что данный боеприпас представляет собой уникальную технологию, не имеющую аналогов в мире.

«Когда мы впервые заявили о разработке этого оружия, даже высококлассные специалисты сомневались в его осуществимости в ближайшей исторической перспективе», – отметил президент.

Начальник Генштаба Валерий Герасимов подробнее рассказал о характеристиках новой ракеты. Он сообщил, что испытания прошли 21 октября. Ракета оснащена ядерной энергетической установкой, что обеспечивает ей неограниченную дальность действия.

Во время испытаний она пролетела 14 тысяч километров и находилась в воздухе около 15 часов. Однако, как подчеркнул Герасимов, эти показатели «не являются пределом» возможностей нового оружия. В то же время Путин отметил, что впереди у специалистов предстоит значительная работа по подготовке ракеты к боевому дежурству.

Вероятнее всего, испытания «Буревестника» проводились в российской Арктической зоне, где расположены крупные ракетные полигоны Минобороны РФ. Поскольку данная ракета представляет собой новый тип вооружения, она не подпадает под действие международных соглашений, и Россия не была обязана уведомлять о проведении ее испытаний, как это требуется для межконтинентальных баллистических ракет.

Портал TWZ уже описал сценарий, что после запуска из Арктического региона ракета «Буревестник» способна будет нанести удар по южным регионам США. Издание подчеркивает, что возможность принятия «Буревестника» на вооружение вызывает серьезные опасения у противников России.

«После запуска ее траектория полета становится совершенно непредсказуемой, что позволяет ей использовать уязвимости в оборонительных системах и слабые места в системах раннего предупреждения», — говорится в статье.

Также отмечается, что запуск и маневры ракеты «Буревестник» могли бы быть обнаружены с помощью своевременного развертывания космических систем слежения за низколетящими объектами.

Вместе с тем, такое развитие событий не стало сюрпризом для США. Во всяком случае, через несколько дней после испытаний журналисты спросили Трампа о его мнении по этому поводу.

Глава Белого дома отметил, что считает заявления российского руководства «неуместными». Он подчеркнул, что американской подводной лодке «не требуется преодолевать 8 000 миль для того, чтобы нанести ядерный удар по любой точке России».

«Они не играют с нами, и мы тоже не собираемся играть с ними. У США есть ядерные подлодки, и нам не нужно стрелять на такие расстояния», — сказал он.

Это не первый случай, когда Трамп упоминает американские атомные подводные лодки в ответ на обсуждение российского арсенала. В августе президент США заявлял, что отдал приказ двум субмаринам занять стратегические позиции у российских берегов. Теперь, судя по словам главы Белого дома, одна из этих субмарин исчезла.

Однако слова президента США нужно рассматривать через призму реальных действий, считает военный эксперт Юрий Кнутов. Он прокомментировал испытание российской ракеты, а также другие разработки отечественных конструкторов, которые уже применяются на фронте.

— Юрий Альбертович, как можете прокомментировать новость об испытании «Буревестника»? В чем значимость этого события в данный момент времени?

— Если говорить об испытаниях «Буревестника», то это уже сыграло позитивную роль. Когда Трампа спросили по поводу передачи Киеву ракет «Томагавк», он сказал, что это очень сложное оружие, его изучение и умение им пользоваться занимает от 6 месяцев до года. У Киева нет обученного персонала, а передавать ракеты, одновременно направляя с ними американских военных — это казус белли. Это значит прямое вмешательство Америки в военный конфликт.

И президент США принял решение отложить этот вопрос, передавать «Томагавки» он не решился. Да, у Трампа переменчивое настроение, но на данном этапе он принял такое решение после испытаний нашего «Буревестника».

Хотя он и сказал, что якобы США эти ракеты не пугают: «ракета летит 14 часов, а современнейшая американская подлодка несет дежурство возле российских берегов». Но, как президент США, он должен знать, что и российские подлодки дежурят возле американских берегов.

Что касается европейцев, их реакция, как всегда, оказалась очень странной: истерика, требование усиления санкций, давление, укрепление противовоздушной и противоракетной обороны. Вместо того, чтобы садиться за стол переговоров и договариваться о прекращении огня, мирном соглашении по Украине и последующем разоружении.

То есть, если Вашингтон еще более-менее здраво оценивает создание новейшего типа оружия в России, то европейцы пока что еще не в состоянии осознать, что может наступить такой момент, когда Россия реально применит тактическое ядерное оружие по территории европейских государств, которые активно участвуют в военных действиях против нашей страны.

— Можно ли ожидать применение «Буревестника» в ходе спецоперации?

— Если мы говорим о ракете «Буревестник», то ее можно оснастить различными типами боевой части. Но надо исходить из того, что, если она будет применяться, то только с ядерной боеголовкой, то есть это будет один из элементов ядерной триады.

Использовать мы ее будем в двух случаях.

Первый — если наша система предупреждения о ракетном нападении дала информацию о том, что по России наносится ядерный удар противником: произвелся пуск ракет с подводных лодок, шахт, поднялись бомбардировщики с крылатыми ракетами.

Второй случай – это когда России или Белоруссии (как члену Союзного государства) будет угрожать опасность, причем такая опасность, которая связана с самим существованием государства. В данном случае мы можем нанести упреждающий удар. Ракета «Буревестник» будет одним из элементов этого ответа на встречный удар.

По Украине такая ракета может применяться только в крайнем случае. Например, если Киев начнет какие-то агрессивные действия против наших АЭС или будет наносить удары по жизненно важным объектам вроде гидроэлектростанций, что может привести к гибели большого количества людей. Я такую ситуацию не исключаю.

— Как вы можете оценить другие российские разработки, которые мы уже применяем на фронте?

— Если говорить об обычных видах вооружений, то здесь мы тоже достаточно далеко продвинулись. Сейчас у нас появились корректированные авиабомбы, в том числе «Гром-2». Сюда же можно отнести и ФАБы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК).

Последняя модернизация, помимо увеличения дальности, позволяет более точно наводить подобного рода бомбы. Конструкторы установили дополнительно в хвостовой части реактивный ускоритель. Все это позволяет нашим корректируемым управляемым бомбам преодолевать расстояние порядка 200 километров.

Причем на Украине уже говорят о том, что в ближайшем будущем российские бомбы смогут преодолевать и 300 километров. Что это означает? Помимо того, что мы начали удары по Харькову и по Одессе уже с помощью подобного рода бомб, дальность действия ракет ПВО, находящихся на вооружении комплекса ВСУ, составляет примерно 150 километров.

Если бомба может пролететь 200 километров, то наши самолеты могут спокойно сбрасывать подобные бомбы по целям, в том числе по зенитным ракетным комплексам противника, не входя в зону поражения ПВО противника. Если дальность будет увеличена до 300 км, то такие бомбы станут практически сопоставимы по дальности с крылатыми ракетами.

При этом они будут стоить гораздо дешевле, чем крылатые ракеты. И разрушительная сила их будет тоже значительная. Например, есть ФАБы с мощностью полторы тонны, а есть и трехтонные. Но дальность их полета пока что еще ограничена. Я думаю, что по мере проведения спецоперации совершенствоваться это оружие будет еще неоднократно.

Я напомню, что первые ФАБы с УМПК имели достаточно низкую точность. На сегодняшний день мы эту проблему решили.

— Сухая статистика говорит о заметном снижении продвижения России на фронте. Отчасти это связывают с ролью беспилотных средств, которые не дают возможности пехоте работать, а технике продвигаться вперед. Разделяете ли вы такое мнение, и ведется ли работа для преодоления этой проблемы?

— Замедление продвижения наших войск отчасти связано с широким применением дронов. Украина уже создала отдельный род войск беспилотной авиации. Кроме того, сейчас появился род войск беспилотников ПВО. То есть, беспилотники противовоздушной обороны. Сейчас идет обсуждение создания беспилотников, которые должны будут перехватывать «Герани» и, как они хотели бы, крылатые ракеты. Но пока что это завтрашний день.

На сегодняшний день они пытаются работать по «Гераням» и по другим беспилотникам. Кроме того, есть распределение в обороне с опорой на беспилотники. Созданы специальные подразделения беспилотной авиации, которые держат оборону по рубежам.

Например, одно подразделение стоит на рубеже до 5 км, второе — от 5 до 10 км, третье — от 10 до 15, четвертое — от 15 до 20. Наиболее подготовленные — это уже на дальности от 20 до 50 километров.

Естественно, это создает проблемы для нас в снабжении, это создает проблемы в движении войск. Но есть еще один важный момент, о котором мы не должны забывать — это погодный фактор. Сейчас осень, дороги раскисают, снабжать войска становится сложно.

Если по асфальту — это угроза дронов. Если обходными путями по полям и лесопосадкам — это раскисший грунт, который осложняет доставку боеприпасов. Причем это касается не только нас, но и украинских военных. И это сказывается на снабжении тех частей, которые сейчас занимают оборону на проблемных участках фронта.

При этом есть определенные плюсы у осенней погоды. В силу того, что беспилотники в таких условиях почти не применяются, войска переходят к классическому ведению боевых действий. Это удары ФАБами при помощи авиации, работа тяжелой артиллерии, а затем идет бронетехника вместе с пехотой, так как это было в классических военных конфликтах в конце 90-х и начале 00-х годов.

Поэтому, когда говорят, что «танки приказали долго жить» — это касается безоблачной погоды. А в не очень хорошую погоду или низкую облачность они востребованы и выполняют свои задачи достаточно хорошо. И тактика танкового наката себя показывает очень хорошо.

Но от тех сложностей, которые есть в борьбе с дронами, мы никуда не денемся. И здесь важнейшую роль будет играть оружие на новых физических принципах. В первую очередь, это электромагнитные пушки. Китай такую пушку уже демонстрировал на параде наряду с боевыми лазерами. Три типа боевых лазеров тоже Китай демонстрировал на параде.

Мы должны идти тем же путем. Известно, что мы занимаемся подобного рода разработками. В частности, уже реализуется проект «Посох» по созданию лазерного оружия. Тот, кто первый создаст мощное оружие в этом направлении, тот получит все шансы победить дроны и тем самым избавиться от их давления на поле боя, а значит и получит серьезное преимущество в плане ведения наступления.

Ну а что касается продвижения наших войск, нужно отметить солдатскую смекалку и хитрость наших войск. За счет этого мы просачиваемся в прямом смысле слова через оборону противника. Оборона теперь у них дырявая.

Не из-за того, что не хватает окопов и укреплений, с этим все в порядке. Не хватает солдат для того, чтобы создать сплошную линию обороны, из-за чего есть разрывы. Через эти разрывы наши военнослужащие находят способы просачиваться незамеченными и накапливаться в тылу.

И уже с тыла они начинают вести боевые действия. С тыла и, соответственно, снаружи идет наступление. Таким образом прорывается линия обороны и начинается освобождение какого-то населенного пункта. Что мы наблюдаем и сейчас в разрезе продолжающихся операций на фронте.

Иван Солдатов