В ноябре 2023 года неожиданно для Старого Света по результатам выборов в Нидерландах большинство мест получила ультраправая и антиисламская Партия свободы Герта Вилдерса. Состав новой коалиции может оказать серьезное влияние на иммиграционную и климатическую политику Нидерландов, а также на отношения с их европейскими партнерами.
Страна была одним из основателей ЕС и имеет больший вес в блоке. Как правая партия повлияет на решения европейского общества, что победа сулит международным отношениям и как может измениться ход событий в Восточной Европе? Давайте разбираться.
Всё идёт по плану
На днях в Голландии произошли сильные перемены: правящую партию сменила ультраправая, во главе которой ярый евроскептик Герт Вилдерс. Нидерландец в политике уже более 25 лет, но за всё это время партия ни разу не попадала в правительство, хотя на прошлых выборах пришла третьей.
Начиная с нулевых годов, власти страны научились незаметно противодействовать волне протестных настроений, создавая под каждые выборы несколько партий-однодневок. Именно они отнимали у правых соперников голоса:
«При этом, меняя друг друга, партии мейнстрима создали систему, которую их оппоненты назвали «картель». При этой схеме они формировали широкие коалиции друг с другом, но не давали Вилдерсу и другим ярким представителям несистемных сил занять первые места и войти в правительство», — пишет РИА Новости.
В 2023 году была организована партия «Новый социальный контракт» во главе с харизматичным и известным парламентарием Питером Омтзихтом, которого фактически вытолкнули из коалиционной партии «Христианско-демократический призыв» — во многом из-за его особой позиции по Украине и попыток добиться правды по делу MH17.
Очевидно, что партия служила в качестве громоотвода. Единственная проблема заключается в том, что ни один громоотвод не может гарантировать эффективность больше чем на 95%. И, как вы понимаете, молния-таки пробила прямо в брюхо американской политической торпеды в Европе.
И сначала партия хорошо набирала голоса, но неожиданно для всех ошеломляющее количество избирательных бюллетеней начал набирать Вилдерс. Как на это отреагировали левые? И почему это позволило Вилдерсу не только сохранить голоса, но и приумножить?
На Западном фронте наконец-то перемены
Партия Рютте решила пойти ва-банк и не прогадала:
«Партия «Демократы-66», также входившая в коалицию Рютте, потратила бешеные деньги, разместив на первых полосах национальных газет призыв прийти на участки, чтобы проголосовать лично против Вилдерса», — написал livejournal.
О такой рекламной кампании мечтают даже мировые магнаты, в чем Вилдерс честно и признался и поблагодарил оппонентов за хорошую рекламу. Но давайте разберёмся, почему же выросло недовольство руководством Нидерландов.
Во-первых, население устало от несменяемого правления коалиционных кабинетов во главе с Марком Рютте. Команда бывшего лидера Народной партии за свободу и демократию (НПСД), пусть и в разных составах, бессменно находится у власти с 2010 года. За это время сменилось уже четыре подобных кабмина. Но ощутимого прогресса в развитии Нидерландов они добиться не смогли. Во-вторых, голландских избирателей сильно не устраивает миграционная ситуация в стране и миграционная политика, проводимая властями.
Что же означает победа Вилдерса в плане принятия государственных решений?
«Пророссийским он не будет…Однако он перестанет поддерживать страну Восточной Европы — пусть даже и не вступая в диалог с Россией», — отмечает академик РАН, российский политический деятель Владимир Иванович Трухачев.
Понятно, что ультраправый нидерландец станет огромной головной болью для Старого Света. Прежде всего потому, что будет выступать за Nexit — референдум по выходу Нидерландов из Евросоюза, по образцу британского «Брекзита»:
«И хотя Вилдерс в последние недели смягчил свою антиисламскую риторику, нет никаких признаков того, что он хочет смягчить свой евроскептицизм», — пишет издание Politico.
На пороге фундаментальных изменений
Напомним, что значительная часть торговли Нидерландов связана с Китаем. А энергетическая часть была завязана на российские энергоносители. И когда США попробовали отбиваться (вводить санкции на экспорт) Нидерландами и от России, и от Китая, существенную часть голландского населения явно укачало:
«По имеющимся данным США, Нидерланды и Япония, являющиеся мировыми лидерами в производстве оборудования для выпуска полупроводников, в январе достигли соглашения об ограничении экспорта в Китай некоторых технологий, чтобы обуздать растущие амбиции Поднебесной в сфере производства чипов», — 3dnews.ru.
Именно в Нидерландах находится та самая знаменитая компания ASML. И именно за счёт неё Вашингтон пытается реализовать свои полупроводниковые амбиции. Но теперь:
«Представители радикальных политических сил будут более независимы от США, чем их умеренные коллеги», — убежден российский дипломат Всеволод Ткаченко.
Очевидно, что некоторые идеи Вилдерса, такие как восстановление пограничного контроля, высылка нелегальных мигрантов и введение разрешений на работу для приезжих из других стран ЕС, способны фундаментально изменить ДНК Европы в случае, если будут воплощены в жизнь. Победа партии Герта Вилдерса свидетельствует о наборе популярности в Европе правых политических сил:
«Рейтинги либеральных партий обрушились на фоне пропалестинских протестов и культурных войн, раскалывающих Запад. К тому же растет усталость от перманентного экономического кризиса и безумной зеленой повестки. Всему этому Вилдерс обещает положить конец», — объясняет политолог Малек Дудаков.
Всё-таки у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота. А США как раз ввязались в противостояние, в котором им не победить, и это чувствуют даже их ближайшие соратники.