Главная » Культура » Музыканты Госоркестра Башкирии поделились историями о своих инструментах

Музыканты Госоркестра Башкирии поделились историями о своих инструментах

6

Загадочный и многозвучный симфонический оркестр… В нем целый парк самых разных музыкальных инструментов. Чем они интересны? Где их производят и дорого ли они стоят? Какие истории, курьезные случаи, связанные с инструментами, возникают у артистов?

Пока музыканты Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан находятся в отпуске и копят силы для предстоящих концертов, журналист «Башинформа» пообщалась с некоторыми из них.

«В детстве в моем футляре лежали санки со скрипкой внутри»

Скрипку называют душой, королевой оркестра. Звучание скрипки способно передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Есть традиция: после исполнения произведения дирижер в знак благодарности пожимает руку первой скрипке оркестра. Скрипок в симфоническом оркестре больше всех. Самыми ценными являются мастеровые инструменты, возраст которых составляет порой несколько веков.

— В моей скрипке нет ничего необычного. Ее изготовил мастер Габриэль Якуб, который работает в городах Германии, Кремоне, Москве и Петербурге. Приобрел я этот инструмент в 2010 году, — рассказывает Ильшат Муслимов, народный артист Башкортостана, концертмейстер Национального симфонического оркестра РБ. — По счету это у меня третий инструмент. Параллельно с ним играл на многих инструментах, в том числе это были постоянные тесты свежеизготовленных Игорем Виолиным скрипок.

Ильшат Муслимов

Примечательно, что моя скрипка носит название «Dedomodi», это сокращение, производное от Амедео Модильяни, – известного художника-импрессиониста начала ХХ века. А узнал я об этом лишь несколько лет назад, когда, вдохновленный просмотром одноименного фильма, решил исполнить поразительной красоты мелодию из него в проекте НСО Soundtrack-концерт. И благодаря оркестровке замечательной Шауры Сагитовой премьера состоялась. Вот такие параллели судьбы и метаморфозы.

Бывало, что струны на скрипке рвались на репетиции и однажды даже на концерте. Я играл с роялем Интродукцию и рондо Каприччиозо Сен-Санса и перед небольшой аккордовой каденцией, предваряющей коду, вытянул от души ми третьей октавы и зацепил струну колодкой. Ну и, собственно, на этом выступление закончилось. В оркестре проще, берешь в случае чего скрипку концертмейстера или наиболее подходящий на твой взгляд экземпляр.

В скрипичном футляре можно хранить всё, что угодно, что помещается, и служить он может тоже чем угодно. В моем детстве это были санки, причем со скрипкой внутри.

«Кларнет иногда путают со снайперской винтовкой»

Кларнет – один из самых мелодичных и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов. В Национальном симфоническом оркестре играют три кларнетиста, а также сольным исполнителем на этом инструменте является и сам генеральный директор коллектива – народный артист Башкортостана Артур Назиуллин.

— Мой кларнет – некий «франкенштейн» в мире кларнетов. Основной инструмент – французской фирмы «Buffet», артистом и послом бренда которой я являюсь. А его части – раструб и бочонок, без которых инструмент тоже не может существовать, – они от других фирм. Например, раструб у меня канадской фирмы «Backun». Ранее, еще с 2009 года, я был артистом этой фирмы благодаря моему хорошему знакомству с международной ассоциацией кларнетистов. Как правило, на кларнете все составные части принадлежат одной фирме, за исключением мундштука, а мундштук всегда разный.

Артур Назиуллин

У меня было немало кларнетов. Есть те, которые презентовали разные фирмы, артистами которых я являюсь. Что примечательно, я играю на инструменте, который мне еще более 20 лет назад, когда я был студентом, купила моя мама. Я на нем играю до сих пор, хотя имею инструменты и выше классом, но этот кларнет как-то мне ближе. Я настолько привык к нему, знаю все его нюансы, что мне он гораздо ближе, чем те, может, более высокого качества, которые у меня есть.

С перевозкой возникало много курьезов, потому что в разобранном виде кларнет похож на снайперскую винтовку. Я никогда не оставляю возможности пошутить (в разумных пределах) над таможенниками, которые всегда спрашивают: что это такое вы везёте? Но, надо отметить, что на Кавказе таможенники знают, что такое кларнет – видимо, этот инструмент очень популярен в Армении и других регионах Кавказа.

«В детстве я забыла инструмент в автобусе»

Альт внешне напоминает большую скрипку, но звук его отличается – у него более мягкий, грудной и немного приглушенный тембр. Альт называют инструментом-философом. Концертмейстер группы альтов –народная артистка Башкортостана Айгуль Муратова.

— Я играю в основном на альте работы уфимского мастера Василия Еремеева. Он 1990 года, его мне приобрели родители, когда я училась в 9 классе Средней специальной музыкальной школы. Очень теплые воспоминания остались о мастере, создавшем мой инструмент. Василий Иванович был человеком интеллигентным, доброжелательным и настоящим профессионалом своего дела. Когда ему приносили инструменты, чтобы починить или подправить какие-то неудобства, либо смычки для смены волоса, он всегда отдавал их в идеальном состоянии. Он не ограничивался только ремонтом, а тщательно вычищал инструмент или смычок. Очень ему благодарна за всё и радуюсь, что в группе альтов нашего оркестра ещё несколько человек играет на его инструментах. Все они отличаются красивым, теплым тембром. На всех ответственных выступлениях, на всех конкурсах и во всех поездках, российских и зарубежных, я играла на альте Василия Еремеева, и он меня никогда не подводил.

Я также играю на альте работы современного мастера Игоря Виолина. Первый инструмент он мне практически подарил. Потом предложил другой инструмент, звучащий более ярко и насыщенно, а потом и третий. Игорь Николаевич никогда не почивает на лаврах и не останавливается на достигнутом, совершенствуется и неустанно работает над качеством своих инструментов. Я очень рада нашему сотрудничеству. И его инструменты пользуются признанием в нашей группе и в целом в оркестре.

Из курьезных случаев могу припомнить, как однажды, ещё во время обучения в начальных классах, я забыла инструмент в автобусе. Это сейчас, где бы я ни была, если у меня нет в руках футляра, я чувствую себя некомфортно — настолько мы сроднились с моим альтом. А в детстве ещё не было такого особенного, бережного отношения. Тем не менее, помню, что я расстроилась и плакала. К счастью, папа достаточно быстро отыскал мою скрипочку (на которой в то время я обучалась). А моя сестра рассказывала, что в детстве каталась на скрипичном футляре с горки.

Когда я стала обучаться на альте, мой папа сам изготовил прямоугольный футляр из дерева. До поступления в институт я пользовалась им. Зачастую это было поводом для завязывания разговора со мной на остановке или в автобусе, когда я добиралась до места учебы. Многие люди подходили и интересовались, что же находится внутри такого необычного футляра. Были и такие, кто думал, что там лежит оружие. Молодые люди под предлогом интереса к содержимому футляра пытались познакомиться. Когда я купила фигурный футляр работы московского мастера Ременного, появились вопросы ближе к моей профессии и люди начали спрашивать, какой же всё-таки инструмент находится в футляре.

Через таможню я всегда провозила альт без сложностей. Проблемы бывают у обладателей старинных инструментов, возрастом более 100 лет, а современные особо не проверяют, просто просят открыть футляр. А в нем у меня хранится всякая всячина: карандаш, ластик, точилка, держатель для карандаша (он прикрепляется к пюпитру), рисунки дочери, запасной комплект струн, запасной смычок и ноты.

«Для виолончели необходимо покупать отдельное место в самолете»

Еще один из струнных инструментов – виолончель. Благодаря своему красивому певучему звучанию она часто применяется как солирующий инструмент. Виолончель ставят на пол вертикально. Интересно, что когда-то на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

— Виолончель, на которой я сейчас играю, принадлежит оркестру, производства немецкой фирмы «Laubach». Каждый инструмент, по моему мнению, имеет свою индивидуальную энергию, свой тембр, свои краски. В моей жизни их было не более пяти. Есть цель приобрести мастеровой инструмент, современный, благо, в настоящее время много мастеров по изготовлению струнно-смычковых, — поделился и.о. концертмейстера группы виолончелей,заслуженный артист РБ Аяз Нухов.

Виолончели – благородные инструменты, для них необходимо покупать отдельное место в самолёте. Бывали времена, когда мы сдавали их вместе с багажом и, когда получали обратно, при открытии футляра, всегда ждал неприятный сюрприз.

Одна из историй. Меня пригласили на фестивальный тур по Китаю, я согласился, но на второй день тура я понял, что это будет не просто. 23 города, 23 новые виолончели, которые выдавали непосредственно перед концертом. Самое интересное, что название виолончелей в основном было «Fitnes». Я всё думал, почему так назвали, а потом понял. Эти инструменты брали в аренду у музыкальных магазинов, совершенно новые. Для того чтобы их настроить, требовалось много времени, колки строй не держат, от чего приходилось заниматься «фитнесом». Но были очень достойные виолончели, например в Шанхае, в концертном зале «Shanghai symphony holl» я играл на инструменте конца 18 века – это были незабываемые эмоции.

«Фагот – один из самых дорогих деревянных духовых инструментов»

Фагот – бас среди деревянных духовых инструментов. Предок фагота был изначально прямым и исполнителю требовался помощник, чтобы поддерживать инструмент во время игры. Современный инструмент имеет сложную форму, от этого стал компактнее и помощник уже не требуется. Фагот можно назвать самым виртуозным духовым инструментом своей (басовой) тесситуры, рассказывает выпускник Казанской консерватории артист НСОИльназ Фаррухшин. — В музыкальной школе я играл на медных альте и теноре, а основным инструментом был саксофон-альт. В колледже и консерватории занимался уже на фаготе. Вообще, высшее музыкальное образование даёт возможность самостоятельно освоить (хотя бы на уровне младших классов ДШИ) любой музыкальный инструмент, благодаря обширной теоретической базе. На фаготе я играю с 2008 года.

Ильназ Фаррухшин

Почему-то все, кто немного имеет представление об инструментах оркестра, просто обязаны путать (казалось бы, зрительно очень отличающиеся) фагот и гобой. Мне кажется, можно провести целое научное исследование, посвященное этому феномену! А еще, знание этого инструмента – показатель глубины эрудированности человека в классической музыке. Ведь трудно не узнать скрипку или фортепиано, а вот фагот знают далеко не все.

Каждый инструмент, естественно, индивидуален. Это непростое дело, взять, например, чужой инструмент (даже той же модели, что и у тебя), и выступить без занятий. Ты подстраиваешься под инструмент, также инструмент со временем меняется под одного исполнителя.

Кстати говоря, у меня нет личного фагота. Это один из самых дорогих деревянных духовых инструментов. И это обычная практика, когда музыканты играют на инструментах оркестра. У меня «Moosmann 200 soloist», конкретно мой – производства Германии. Сейчас новый фагот, как у меня, стоит около 2 млн рублей, есть марки и дороже – 4 млн и выше, есть и дешевле варианты.

В НСО я работаю с мая 2021 года. Хотелось бы, чтобы речь шла обо всей группе фаготов, потому что звучание фагота в оркестре – это труд команды.

«Меня часто спрашивали: что у тебя в сундуке?»

Тромбон – очень интересный инструмент, тембр у него разный. Может звучать ярко и светло, благородно и твердо, таинственно, мрачно и даже зловеще. Начало своего пути тромбон берет в XV веке нашей эры. Считается, что произошел он, как эволюция кулисных труб (сакбуты), играя на которых, музыкант передвигал трубку инструмента и образовывался хроматический звукоряд. При этом, за много веков своего существования этот музыкальный инструмент фактически остался в первозданном виде, получив лишь незначительные изменения. Тромбоны используются в очень разных жанрах музыки, — рассказываетконцертмейстер группы, заслуженный артист РБ,Загир Ласынов.

Когда я был студентом, у меня был тромбон с огромным футляром, который приходилось таскать с собой по городу. Прохожие часто оглядывались с любопытством, даже пару раз спрашивали, что у меня в сундуке. Обычно не знают, что такое тромбон, я отвечал, что это большая труба, музыкальный инструмент, с «U» образной трубкой (кулиса), которую двигаешь туда-сюда, и люди сразу понимали.

По счету это у меня примерно восьмой инструмент, если считать со школьных времён. Тромбоны обычно выдают в учебном заведении или оркестре, к счастью, так как они очень дорогие. Сейчас я играю на теноровом тромбоне фирмы «Bach Artisan». Кроме инструмента, в моем футляре хранятся средства для ухода за инструментом: тряпочка, смазочное средство для кулисы, масло для вентиля, чехол для мундштука, бывает, ноты.

Загир Ласынов

«В составе труб есть серебро и золото»

— Я работаю в НСО с 2010 года, до 2017 года у меня оркестрового инструмента вообще не было, —рассказывает концертмейстер группы труб, заслуженный артист РБ Марат Валеев. — Играл на личных инструментах не очень хорошего качества. А в 2017 году было закуплено три трубы разных строев — B, C и пикколо труба. Все три американской фирмы «Bach», самой распространенной в мире труб, модель «Artisan». Трубы на фото — в серебре это «Bach», а золотая немецкая труба — Schagerl. Вес у моего инструмента не такой уж большой. Я беру мягкий футляр (кожаная сумка), пару сурдин, подставку для трубы, 2 мундштука, итого вес примерно 4 кг. В самолёт труба проходит как ручная кладь, а вот туба и тромбоны обычно покупают дополнительное место рядом.

«Я кааак дал в бубен, и он треснул!»

— Исполнители на ударных инструментах играют не на одном, а на разных инструментах. Самые дорогие ударные инструменты – это литавры, комплект из четырех штук. В основном все инструменты оркестровые, но у каждого из нас есть какие-то мелкие свои личные – джембе, бубны, кастаньеты, разные коробочки и треугольники, — поделился исполнитель на ударных инструментахМарат Баймухаметов. — У меня, например, есть большая коллекция своих личных палочек. Среди них на все случаи есть палки самой разной жесткости, длины, качества. Если едем на гастроли, инструменты обычно заказываем в концертном зале. С собой берём только все палочки и мелкие ударные инструменты.

У меня была смешная история. В финале произведения всё шло на форте (громко), а я играл на бубне. И на последнем ударе, где написано fff с акцентом (фортиссимо – очень громко), я кааак дал в бубен, и он пополам треснул прямо на последнем аккорде.

Что касается перевозок, мы все время переживаем, как бы не перепутали наши инструменты, не забыли. Наши инструменты в разных автобусах бывают и мы их там бегаем ищем.

Марат Баймухаметов

«Арфа восхищает меня своим внешним видом и волшебным звуком»

Арфу, которая напоминает золотистое крыло бабочки, считают самым красивым, поэтичным и загадочным музыкальным инструментом. Переливы арфы в музыкальных произведениях всегда создают эффект волшебства, сказочности.

— Я играю на арфе уже много лет, с 8 класса Среднего специального музыкального колледжа. Она восхищает меня своим внешним видом и волшебным звуком. Как мне рассказывали, при создании нашего оркестра руководитель Тагир Камалов взял со склада ДК им. Орджоникидзе две арфы. Они были роскошные, с красивым полным звучанием, производства фабрики имени Луначарского. На этих арфах играли очень долго, — рассказывает арфистка, выпускница Петербургской консерватории Гульназ Абдуллина. — Но, по словам моей старшей коллеги Эммы Владимировны Щетининой, на них уже были дефекты — оборванные струны, которые пришлось заменить, и трещина на деке. Арфа — не как скрипка, которая с годами улучшается по звуку, а наоборот: механизм стареет, многочисленные трещины на деке не дают полноценного красивого звучания.

Сейчас я играю на большой концертной арфе фирмы Lyon and Healy, ее закупили для оркестра в 2010 году. Как мне рассказывали, приехала она в большой коробке, сильно завернутая в полиэтилен. Новые Арфы Lyon and Healy (это американская фирма, из Чикаго) – большие, высокие, широкие, в отличии от арф этой же фирмы 19 века. Требуется время, несколько часов тренировок, чтобы привыкнуть к ним. Если есть возможность взять в аренду арфу на гастролях, то заказываем.

Открытие 31-го концертного сезона Национального симфонического оркестра РБ, на котором эти и другие инструменты вы сможете услышать в волшебном оркестровом звучании, состоится 7 сентября 2022 года в ГКЗ «Башкортостан».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Автор:Лейла Аралбаева



© 2020-2021 гг.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на  сайт  городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна.