Главная » Культура » Салават Щербаков: Памятник Шаймуратову – большая симфония воинскому духу народа Башкирии

Салават Щербаков: Памятник Шаймуратову – большая симфония воинскому духу народа Башкирии

12

Фото:Валерий Шахов

11 октября в Уфе откроется памятник легендарному командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, Герою России, генералу Минигали Шаймуратову. Мероприятие будет приурочено ко Дню Республики. Идейным вдохновителем установки памятника на Советской площади выступил Глава Башкортостана Радий Хабиров, который озвучил и реализовал витавшую в обществе мысль, что в Башкирии должен появиться мемориальный комплекс в честь легендарного комдива, олицетворяющего непобедимый дух башкирского народа, дух воина — преданного Отчизне, непримиримого с врагом, бесстрашного в бою, непоколебимого в своей вере в победу.

Журналист «Башинформа» побеседовала с автором памятника Герою — скульптором, народным художником России Салаватом Щербаковым, чтобы узнать, насколько идею удалось воплотить в камне.

— Салават Александрович, сейчас на Советской площади идет монтаж памятника, видно, что он очень многоплановый. Расскажите, пожалуйста, об идее, которая вложена в этот мемориал воинской славе не только легендарного комдива, но всем воинам Башкортостана.

— Вы правы, идея объединяет в единый образ несколько историй, людей, событий, эпох. Во-первых, это большая ИСТОРИЯ самого человека — Минигали Шаймуратова. Чтобы понять его личность, дух, мы побывали на его родине в Кармаскалинском районе, где изучили множество связанных с ним материалов. Также, по задумке, памятник должен символизировать непобедимый дух башкирского народа, воина, и мы погрузились в историю кавалерии, конницы времени Великой Отечественной войны и времён предыдущих. Мы вспомнили исторические события — башкирских конников, которые входили в Париж во время Отечественной войны 1812 года. И конечно, у нас присутствуют герои башкирского эпоса и истории — Урал-батыр, Салават Юлаев, древние башкирские обычаи, характер народа. Возникла длинная большая история: тематика корней, кочевников, народных ценностей, воинской доблести. Это отразилось на тематике скульптуры, где отражены разные эпохи, начиная с древности до 21 века.

Во-вторых, это архитектурный объект, поэтому важно, как он выглядит в городе. Нужно было понять смыслы, масштабы этого места. Глава Башкортостана Радий Фаритович Хабиров вынашивал идею памятника Герою России Шаймуратову с самого начала — его видение и понимание города нам очень помогли, так появилась и идея колоннады. Параллельно шла архитектурная работа. Мы подробно говорили с историками, этнографами, которые знают, где какие орнаменты, какие щиты. Подключился архитектор Константин Александрович Донгузов, знающий город и имеющий высокое понимание классики. Сложился мощный коллектив — и скульптурный, и технический. Всё сошлось. Тут всё — и классика, и советская эпоха, и башкирский характер. Сделали большую симфонию, сейчас доводим до конца. В целом смысл памятника — мужество, подвиг, добро, традиции, корни, внуки, деды, прадеды…

— Вы всегда работаете с таким погружением в исторический материал?

— Да, так мы работаем всегда. Если картина художника — это его собственный каприз, то мы, скульпторы, всё-таки работаем с теми идеями, которые существуют, возникают в народе, в вере. Мы только подключаемся, чтобы профессионально, на высоком уровне это исполнить. Мы изучаем и погружаемся, не изобретаем, сама идея существует до нас.

— Каковы параметры памятника?

— Это большой очень комплекс, архитектурный ансамбль. Ширина пятна застройки порядка 80 на 45 метров, общая высота 15 метров. Всадник больше двух натур, рельефы разных масштабов. Это очень крупный комплекс.

Высота памятника крупнее классического размера, чуть выше, чем обычные конные памятники, которые стоят в Европе, в Москве, в Петербурге, он больше этих памятников. По самому всаднику размером он приближается к Салавату Юлаеву, который является одним из крупнейших в Европе (есть еще Ян Жижка в Чехии, Чингисхан в Монголии).

— Из какого материала сделан памятник, где его отливали?

— Из родного башкирского гранита — мансуровского. Все материалы натуральные — гранит, бронза, мрамор. Отливали в трех литейных предприятиях Москвы и Подмосковья, хотя обычно бывает только в одном. Но здесь был короткий срок и большой объем. Больше 40 тонн бронзы во всем ансамбле.

— Как памятник довезли до Уфы?

— Везли автомобильным транспортом. Вначале думали, как памятник Салавату Юлаеву, по воде — на баржах, там высота полная проходит. Но по реке оказалось везти дольше и сильно дороже, поэтому везли современным автомобильным транспортом. По дорогам пришлось везти частями и здесь дособирать, потому что не умещалось под мостами.

Были ли в проекте какие-то изменения в процессе создания? Например, проходя мимо памятника, когда он монтировался, обратила внимание, что там появилась надпись на башкирском и русском языках «Павшим в боях за Родину посвящается».

— В процессе создания проекта изменений вносилось много. Что касается надписи, то башкирское руководство решило, что это памятник не только Шаймуратову, а ему как представителю башкирского народа и воинства. «Павшим за Родину посвящается» — и Шаймуратову, и таким, как он, тем, кто за ним шел.

— Вы довольны тем, что получилось?

— Доволен ли я — думаю, это мелочь. Можно сказать, что эта работа — большой профессиональный корабль, бульдозер. Конечно, мы все шли к результату, работали все честно, усиленно, очень плотно, профессионально. Мы делали всё, как считаем правильным, а дальше уже — судить людям.

— Вам важно, как памятник воспримут уфимцы?

— Очень важно, конечно! Надеемся, что оценят, тем более что мы делали вместе с ними.

— Вы сказали, что над воплощением масштабного замысла работал большой коллектив. Это сколько примерно человек?

— Коллектив исчисляется несколькими десятками, это и художественные мощности, и технические, это и литье, и гранитостроители. У нас слаженный коллектив, который способен выполнять вот такие непростые, объемные, многослойные задачи.

— Вы человек необычной судьбы, башкир по линии отца. После этой работы почувствовали ли вы себя ближе к своему народу, своим корням?

— Я знал свое происхождение с детства, но сейчас узнал Башкирию глубже. Мой отец после войны здесь уже практически не был, не к кому было приезжать. Трагические времена были, история, война. Самое главное я знал с рождения, но Башкирию я открыл для себя, конечно, уже достаточно в зрелом возрасте. Мой отец был бы счастлив, но его, к сожалению, уже нет в живых…

— В дальнейшем будете еще что-то создавать для Башкирии?

— Если удастся, посчастливится, конечно, будем работать. Есть кое-какие мысли, начинания, мы работаем в этом направлении.

— Большое спасибо, Салават Александрович!

Автор:Лейла Аралбаева



© 2020-2021 гг.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на  сайт  городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна.