Будущий год принесет российской экономике резкое замедление роста ВВП, сохранение повышенной инфляции и новую волну ослабления рубля. Такие оценки закладывает Центр макроэкономического анализа Альфа-банка в опубликованный в пятницу «Экономический прогноз на 2022 год».
На выходе из пандемии Россия показывает рекордные за 10 лет темпы роста: во втором квартале ВВП прибавил больше 10%, но даже замедление до 4,3% по итогам января-сентября и такой же результат на конец года станут лучшим достижением экономики с 2011 года.
Рост поддерживают высокие цены на нефть и газ, бум потребительского кредитования, а также расходы бюджета, которые, вопреки планам по секвестру, увеличились на 10% год к году, главным образом за счет раздачи денег перед парламентскими выборами в сентябре.
Но все эти факторы, вероятно, сойдут на нет в следующем году: хотя сырьевая конъюнктура, скорее всего, останется благоприятной, ждать дальнейшего роста цен не приходится; ЦБ вводит ограничения на розничное кредитование, опасаясь долговой нагрузки, которая достигла исторически рекордных 10,2% от доходов населения.
Что касается бюджета, то в него заложено сокращение расходов на 2% год к году, хотя разгон инфляции, возможно, и потребует нарастить их за счет индексации социальных выплат.
При таких вводных рост российского ВВП по сравнению с текущими значениями замедлится втрое и составит ничтожные 1,5%, прогнозирует Альфа-банк. Экономика остается структурно слабой, а численность рабочей силы — 75,3 млн человек — держится на минимуме за 15 лет.
При этом инфляция, ударившая по карманам потребителей и беспокоящая россиян сильнее, чем пандемия, останется повышенной и составит 6%, что в 1,5 раза выше цели ЦБ, полагают в банке.
Ключевые факторы российской инфляции — внешние, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Во-первых, это резкий рост мировых цен на продовольствие (+31% год к году), который может продолжиться из-за энергетического кризиса, ударившего по производству удобрений. А во-вторых — перебои в мировых цепочках поставок, вызвавшие взрывной рост стоимости перевозок.
К тому же, «маячит еще один серьезный фактор риска — это замедление экономики Китая», отмечает Орлова. Причем для России этот риск будет проинфляционным, предупреждает она: спрос на сырье снизится, это надавит на сырьевые цены, а значит — и на курс рубля.
Впрочем, и при высоких ценах на сырье рубль остается волатильным — об этом наглядно свидетельствует недавнее резкое падение курса с 70 до 74,5 рубля за доллар, констатирует Орлова.
К концу 2022 года доллар подорожает до 80 рублей, прогнозирует она: развитие экономической и политической ситуации в Белоруссии оставляет мало надежд на смягчение геополитических рисков, к которым в следующем году добавится ужесточение политики ФРС США.
Американский центробанк уже сокращает денежные вливания в рынки и намерен полностью прекратить выкуп активов к лету-2022. Тогда же, согласно ожиданиям рынка, может начаться процесс повышения процентных ставок в США.
Ряд валют развивающихся рынков уже находятся под давлением: турецкая лира рухнула на 44% с 2020 года, аргентинский песо подешевел на 17%, бразильский реал — на 9%, южноафриканский ранд на 8%.