Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила в ходе Гайдаровского форума, что считает ситуацию на рынке труда, мотивацию частных инвесторов и ESG-переход главными вызовами, стоящими перед экономикой РФ. Инфляция, безработица, коррупция, теневой сектор и низкий уровень жизни населения, видимо, опасений у главы ЦБ не вызывают.
«У нас два вызова: рынок труда, и мы видим дефицит рабочей силы, и мотивация для частных инвесторов», — указала глава Центробанка.
По ее словам, в профессиональном сообществе и бизнес-среде бытует мнение о недостаточности совершаемых частных инвестиций.
«Но я бы хотела ответить на это, что дело не в ставках, а в желании брать на себя ответственность и акционерный иск», — убеждена Набиуллина.
Третьим вызовом она назвала ESG-переход (ESG — environmental (экология), social (социальные аспекты), governance (управление)), характерный для экономики многих стран:
«Мы должны к нему готовится. Он показывает, что риски для инвестиций в мире растут».
Со своей стороны, глава Минфина РФ Антон Силуанов назвал дефицит рабочей силы, геополитику и ESG главными рисками для роста российской экономики в 2022 году:
«Если мы говорим про риски — то это, конечно, риск дефицита рабочей силы. Но может быть, это как раз подстегнет к росту производительности труда».
По его словам, ситуация на рынке труда сейчас похожа на ту, которая недавно наблюдалась в электроэнергетике: когда стоимость ресурсов была низкой, у компаний не было никаких стимулов внедрять новые технологии и заниматься энергоэффективностью.
«Есть риски ESG. Большой риск у нас — геополитика тоже. И торговый протекционизм», — добавил глава Минфина. Причем, по его словам, последний является риском не только для российской, но и для мировой экономики в целом.
Силуанов напомнил, что еще несколько лет назад запрет на экспорт или ограничение поставок каких-либо товаров выглядели бы дико, а сейчас такие решения обсуждаются и вводятся. «Это риск, который мы видим в мировой экономике, которой будет мешать росту», — заявил Силуанов.